ГБУЗ «Республиканская клиническая инфекционная больница»

горячая линия:

+7 3012 62-10-97

Справочник

г. Улан-Удэ, ул. Пирогова 9а

Карта проезда



Просмотров: 25

Международный день борьбы с коррупцией отмечается  по инициативе ООН, так как в 2003 году этой организацией была предложена для подписания «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции». Принята она была на Генеральной Ассамблее ООН в октябре 2003 года, а в декабре на специально организованной конференции ее подписала, в том числе, и Россия и ратифицировала в 2006 году.

       Коррупция – социальное явление, характеризующееся подкупом – продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государственных учреждений, отражается на их имидже. Но самое главное – коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься.  

      Как происходят коррупционные действия? Механизм коррупции – это:

а) двусторонняя сделка, при которой лицо, находящееся на государственной или иной службе, нелегально "продает" свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ним возможностях, физическим и юридическим лицам, группам (в том числе организованным преступным формированиям), а "покупатель" получает возможность использовать государственную либо иную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, социального контроля и т.п.  В медицинской организации, например, госпитализация заведующим отделением пациента вне очереди за вознаграждение;

б) вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения – за проведение операции или медицинских манипуляций, которые входят в должностные обязанности;

в) инициативный, активный подкуп служащих, нередко с одновременным сильным психологическим воздействием на них – со стороны медицинских представителей.

       В связи с получением не основанного на законе вознаграждения служащий выполняет угодные взяткодателю деяния. При этом он принимает взятку либо за действия, которые он должен был совершить по службе, либо за незаконные действия.

        Правонарушения, связанные с коррупцией, включают:

а) коррупционные правонарушения, совершаемые в виде предоставления, принятия материальных, иных благ и преимуществ;

б) правонарушения, создающие условия для коррупции и обеспечивающие ее (использование служебных полномочий вопреки интересам службы, превышение власти и т.п.). Эти правонарушения носят уголовно-правовой, административный, гражданско-правовой и дисциплинарный характер.

         Коррупционная преступность включает разные уголовно-правовые классы деяний. Это, прежде всего, взяточничество и посредничество во взяточничестве (ст. 290291291.1 УК РФ), а также связанные с ним злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285285.1285.2 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ), незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ), преступления против интересов службы в коммерческих и других организациях (ст. 201-204 УК РФ) и целый ряд иных преступлений, в том числе в сфере компьютерной информации: неправомерный доступ к компьютерной информации лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 272 УК РФ) и т.п.

        Взятки разделены на четыре вида. Сумма обычной взятки определена в размере до 25 тысяч рублей, значительной – от 25 до 150 тысяч, крупной – от 150 тысяч до 1 миллиона и особо крупной – свыше 1 миллиона рублей.

        Введен штраф за получение взятки. За обычную взятку коррупционер может быть наказан штрафом в размере от 12-кратной до 60-кратной суммы и лишением права занимать определенные должности. Или же провести до трех лет в местах не столь отдаленных. Самый крупный размер взятки может быть оценен судом штрафом в 100-кратном размере от суммы взятки, а если суд изберет тюремную меру наказания, то коррупционеру придется отсидеть от 8 до 15 лет с обязательным штрафом в 70-кратном размере. При этом введен верхний потолок штрафов в 500 миллионов рублей.

       За дачу взятки наказания тоже ужесточились. Максимальным наказанием станет либо тюремное заключение от 7 до 12 лет, либо штраф в 90-кратном размере от суммы взятки.

Данные судебного департамента Верховного суда показывают, что около 70% всех приговоров по ст. 290 УК РФ ("Получение взятки") и ст. 291 УК РФ ("Дача взятки") в 2014-2017 годах приходилось на случаи, когда взятка составляла менее 10 тыс. рублей. Всего за этот период были осуждены за взятки 19,4 тыс. человек. А в категорию "до 10 тыс. рублей" попали 13940 осужденных. Из них почти половина – 6773 человек – были осуждены за взятки в размере до 1 тыс. рублей. Это так называемая бытовая коррупция – взятки за улучшение качества услуг в области медицины, образования и так далее.

А за взятки в особо крупном размере (от 1 млн рублей и выше) приговорены только 309 человек – 1,5%. Однако эта статистика подтверждает лишь то, что правоохранительным органам проще наказывать за мелкие взятки, а не то, что в стране меньше дают или берут крупных взяток. Тем более что с 2000 года в России стало можно привлекать к уголовной ответственности и не должностных лиц – учителей, преподавателей, врачей и так далее.

За 1,5 последних года за взятки были осуждены 7 тыс. человек, из них всего 13 (менее 0,2%) – федеральные чиновники. Столь ничтожное количество объясняется двумя факторами: во-первых, чиновников такого уровня мало, во-вторых, их коррупционные преступления зачастую квалифицируются по другим статьям УК – к примеру, мошенничество и злоупотребление полномочиями.

2/3 всех осужденных в 2014-2017 годах к лишению свободы за взятки были приговорены на сроки до трех лет – 2004 человек. Сроки от восьми до 10 лет получили 2,3% осужденных (70 человек). По верхнему пределу наказания по статьям о даче и получении взятки (от 10 до 15 лет) получили только пять человек.  Две трети осужденных за взятки в 2014-2017 годах были оштрафованы на суммы в пределах 100 тыс. рублей. И в подавляющем большинстве случаев, когда речь идет о бытовых взятках, именно штраф является основным видом наказания, а не лишение свободы.

Вообще УК предусматривает штраф до 100-кратного размера взятки, но не более 500 млн рублей. Этот как раз та предельная сумма, которую запросил прокурор для экс-министра Улюкаева (его взятка в рублевом эквиваленте – около 120 млн). Если суд назначит такой штраф Улюкаеву, то он составит около 40% общей суммы, которую суды взыскали с осужденных за взятки за первую половину 2017 года.

         В некоторых случаях коррупция стала единственной возможностью получить номинально бесплатные услуги, которые государство обязано предоставлять своим гражданам. Коррупция в медицине не только способствует формированию негативной морально-этической ситуации в обществе. Она углубляет дискриминацию граждан по их социальному статусу, деструктивно воздействует на систему государственного у правления и снижает возможности экономического роста страны. Говоря юридическим языком, коррупция в здравоохранении приводит к массовому нарушению конституционных прав и свобод граждан.

         Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции»  установил основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

       Реализация вышеуказанных законов заключается в следующем:

1. Граждане (налогоплательщики) имеют право на честное исполнение своих обязанностей государственными служащими и другими лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, а также приравненными к ним, на неподкупность таких лиц. Одной из важнейших гарантий реализации данного права является соблюдение правила, в соответствии с которым указанные лица не вправе принимать материальные, любые иные блага и преимущества, помимо предусмотренных законом и вне установленного законом порядка.

2. Поскольку коррупция, как правило, заключается во взаимовыгодной сделке, в ее разоблачении не заинтересована ни одна, ни другая сторона. Поэтому раскрытие соответствующих преступлений представляет существенные трудности. Главное в их предупреждении и обнаружении – контроль за доходами и расходами различных категорий лиц, выполняющих государственные функции и приравненных к ним, предотвращение и пресечение различных злоупотреблений по службе.

3. Широкая распространенность коррупции и многообразие ее проявлений являются основанием для использования системы разнообразных правовых средств борьбы с проявлениями коррупции разной степени общественной опасности.

РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ